Меню
Наше месторасположение:
Санкт-Петербург, Ленинский пр., дом 153 А, офис 329

Экспресс-аудит по заданию

Обращение с целью проведения выборочной проверки ведения бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности производтсвенной компании.

Вид деятельности: осуществление проектных работ для строительных организаций.

Причина обращения

Проведение независимой оценки бухгалтерской деятельности компании. Анализ на предмет наличия задолженностей компании перед налоговыми органами и третьими лицами, а также проверка правильности начисления и уплаты налогов за весь период существования юридического лица.

Заданный период анализа бухгалтерской деятельности компании: 01.09.2014 г. - 30 .09.2017 г.

Аудит

Для оценки достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности компания руководствовалась следующими нормативными документами:

  • Налоговый Кодекс РФ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (1-я часть) и от 05.08.2000 г. (2-я часть) с изменениями и дополнениями.
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34-Н.
  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций».
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»
  • ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов»
  • Приказ об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Минфина РФ 31.10.2000 г. №94-Н
  • Рекомендательные письма Минфина РФ при спорных ситуациях
  • Решение арбитражных судов РФ.

Для проверки была предоставлена рабочая База в бухгалтерской программа систематизированного учета 1С: Бухгалтерия (версия 8.3)

Аудит проводится на принципах профессионализма, качества, ответственности, носит комплексный характер с акцентом на проверку правильности начисления налогов и себестоимости, анализ применяемой предприятием методологии учета.

В качестве примера мы подготовили неполный список найденных нарушений в небольшой строительной компаниис краткими пояснениями по каждому. Мы надеемся, данный материал поможет Вам в будущем более тщательно подходить к вопросу поиска сотрудников на должность Главного бухгалтера и позволит лучше разбираться в тонкостях ведения бухгалтерского учета.


Цели аудита:

  • выявление уязвимых мест в организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля компании;
  • изучение учета и отчетности;
  • выявление налоговых рисков при налоговых проверках;

Для проверки была предоставлена рабочая База в бухгалтерской программа систематизированного учета «1С Предприятие» версия 8.3 за период с 01.09.2014 г. по 30.09.2017 г.

Выписка по Банку загружена по 30.06.2017 год.

Учет заработной платы велся в Базе 1С «ЗиУ» и частично в основной Базе 1С «Бухгалтерия».


1. Первичный обзор

  • Закрытие месяца проводилось «операциями вручную». Что недопустимо и привело к ошибкам.
  • Операция «Групповое пере проведение документов» не проводилась.
  • Бухгалтерский и налоговый учет по счету 90 «Продажи» и 20 «Основное производство» не совпадают. Налоговый учет велся с существенным допущением ошибок.

2. Учетная полтика

Учетная политика сформирована. Справочники заполнены. Вид основной деятельности ОКВЭД – 35.11 (Производство электроэнергии).  Основной счет учета затрат - 20.01 «Основное производство», затраты списываются с учетом выручки только по «производственным услугам» Косвенные расходы списываются методом «директ-кастинг», без учета выручки на счет управленческих расходов.

Рекомендации: изменить учетную политику в части косвенных расходов. Формировать все расходы на счете 20.01, с последующим списанием на счет 90 «Продажи» для формирования финансового результата.

3. Учет основных средств.

На Балансе организации числятся Основные средства, приобретенные в августе 2015 года.

Амортизация начислялась ежемесячно за период с 30.09.2015 г. по 31.09.2016 г.

Далее амортизация не начислялась.

«По общему правилу если имущество учитывается на счете 01 (является основным средством), то независимо от того, используется оно в деятельности организации или нет, начисляйте по нему амортизацию. Исключением, в частности, является консервация основного средства на срок более 3-х месяцев»

Рекомендации: доначислить амортизацию ОС, или составить Приказ о консервации ОС.

4. Учет материальных ценностей.

На Балансе на конец 30.09.2017 года состоит на учете материалы на сумму – 5118133,65 руб.

При этом систематически покупалось топливо и списывалось на расходы.

«Если организация эксплуатирует транспортные средства, она несет расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ). К ГСМ относят автомобильный бензин, дизельное топливо, масло для карбюраторных и дизельных двигателей, а также сжатый и сжиженный газ, который используют в качестве моторного топлива. При налогообложении ГСМ учитывают в составе материальных или прочих расходов.
Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Для подтверждения используйте путевые листы. Типовые формы путевых листов, которые применяют при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей, утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78.»

Рекомендации: составить договоры аренды автомобильного транспорта с частными лицами и составить путевые листы собственного образца помесячно.

5. Учет НДС

В 2015 году получены счет-фактуры от ООО «_____» на общую сумму – 7253273,0 руб. Счет-фактуры записаны в книгу покупок и в Декларации по НДС за 4 кв. 2015 г. (Корректировка №3) указана сумма НДС к возмещению из бюджета – 6594512 руб.

Сумму из бюджета не возмещалась.

Рекомендации: исправить записи книги покупок и вернуть в бухгалтерском учете сумму НДС на счет 19.4. В таком случае НДС можно возмещать из бюджета (учитывать в затратах) частичными суммами в течение последующих трех лет.

6. Основное производство

На счете 20 в бухгалтерском и налоговом учете формируются затраты организации по статьям расходов. По счету ведется бухгалтерский и налоговый учет одновременно. Суммы по учету БУ и НУ практически должны совпадать. При проверке обнаружено большое необоснованное расхождение остатка по счету 20.01 на 30.06.2017 года. 

Рекомендации: удалить ручные операции по закрытию месяца. Провести автоматическое закрытие регламентных операций за каждый месяц и вывести реальное сальдо по счету 20.01 в соответствии с финансовой деятельностью компании. (В учетной политике ПБУ 18/02 не применяется)

В бухгалтерском и налоговом учете порядок признания расходов на производство продукции может различаться. В частности, если:

  • отдельные виды затрат, которые отражаете в бухучете, не учитываются полностью или частично при расчете налога на прибыль;
  • затраты признаются в бухгалтерском и налоговом учете в разное время;
  • доходы и расходы определяются для расчета налога на прибыль кассовым методом.

7. Касса

Нарушена последовательность проведения кассовых документов. Заработная плата выдавалась из кассы операцией «Прочие расходы». В кассу поступали денежные средства от физических и юридических лиц по договорам займа.

«Лимит наличных расчетов действует для обязательств в рамках одного договора. При этом дополнительные соглашения - не отдельные контракты. Они только дополняют и изменяют условия первоначального соглашения, и неважно, долгосрочное оно или краткосрочное. Следовательно, лимит расчетов и для договора, и для его дополнений один – 100 000 руб. наличными. Это следует из абзаца 2 пункта 6 указания ЦБ от 07.10.2013 № 3073-У

Дела, связанные с нарушением лимита наличных расчетов, рассматривают налоговые инспекции (ст. 23.5 КоАП).

Рекомендации: привести кассовую книгу в надлежащий вид, сформировать ПКО и РКО в хронологическом порядке, подписать все первичные документы и сшить книги по годам. В последствии не принимать наличные от юридических лиц более 100000,00 руб. по одному договору.

8. Поставщики и подрядчики

Обнаружены ошибки в бухгалтерских счетах, а именно возврат по договору займа отнесен не на счет 66.3 «Займы», а на счет 60,02 «Оплата поставщику». Что привело к занижению суммы задолженности за услуги и завышению суммы задолженности по Займам полученным.

Рекомендации: провести сплошную проверку соответствия хозяйственной операции по указанным бухгалтерским счетам. Привести в соответствие задолженность по бухгалтерским.

9. НДФЛ

Выявлены ошибки, связанные с правильностью начисления и уплаты НДФЛ.

При проведении камеральной проверке будут начислены штрафные санкции за не перечисленный НДФЛ в установленные сроки (не позднее следующего числа после выдачи зарплаты), удержанный у сотрудников. Так же будут начислены пени.

Рекомендация: сделать сверку с МИФНС по задолженности на 30.09.2017 года. Оплатить налоги и пени.

10. Заработная плата

Заработная плата начислялась в Базе 1С « Зарплата и Управление» ежемесячно. Загрузка проводилась в Базу 1С «Предприятие» автоматически. Заработная плата выдавалась из кассы и расчетного счета компании. Задолженность по зарплате на 30.09.2017 года составила по учетным записям в 1С – 1 298 061,24 руб. (см. ОСВ)

«За невыплату авансов и задержку зарплаты – Административная ответственность (ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП РФ)»

11. Подотчетные суммы

По состоянию на 30.09.2017 год не закрыта подотчетная сумма – 3 005 453,72 руб.

Рекомендовано: сформировать авансовые отчеты. Проверить возможность зачета подотчетных сумм в счет не выданной зарплаты у сотрудников. Начислить НДФЛ и взносы на суммы, не возвращенные в Кассу и оплатить в бюджет.

12. Прибыли и убытки

При формировании Деклараций по налогу на прибыль, так как не велся налоговый учет, выявлены расхождения в отчетности сданной в МИФНС и сформированной в Базе «1С: Предприятие». В сформированных автоматически Декларациях по налогу на прибыль отражается большой убыток.

Данная ситуация сложилась в результате неправильного ведения бухгалтерского и налогового учета и закрытия счетов по месяцам в ручном режиме.

Рекомендовано: провести более глубокий анализ финансовой деятельности и исправить допущенные ошибки.

13. Баланс и отчеты о финансовой деятельности за 2014-2017 год.

При формировании Баланса в программе «1С: Предприятие» выявлены расхождения по строкам Актива и Пассива.

Балансы не достоверные.

 

Итоговый результат

Учет финансово-хозяйственной деятельности велся с ошибками. Декларации сдавались в установленные сроки в электронном виде через провайдера электронной отчетности, но предположительно финансовые результаты существенно отличаются от реальных.

Имеется большая задолженность по уплате налогов.

Определить приблизительную сумму переплаты/задолженности по уплате налогов не представляется возможным.

Учитывая прямые и косвенные признаки можно сделать вывод, что учет велся с допущением большого количества ошибок, что в свою очередь существенно повышает налоговые риски.

Стоимость

Стоимость экспресс-анализа бухгалтерской деятельности компании: 10 000 рублей.