Меню
Наше месторасположение:
Санкт-Петербург, Ленинский пр., дом 153 А, офис 329

Требования о предоставлении пояснений из налоговой

Требования о предоставлении пояснений из налоговой
Если компания получила письмо из налоговой с требованием дать пояснение – это еще не означает, что была допущена какая-либо ошибка...

Распространённая реакция у владельцев бизнеса после получения письма из налоговой инспекции – это начать подозревать бухгалтера в его низком профессиональном уровне, но на практике дело обстоит совершенно не так, как может показаться на первый взгляд.

В нынешнее время такие письма стали обычным рабочим процессом, с которым регулярно сталкивается каждый бухгалтер. И относиться к таким письмам нужно спокойно.

Если компания получила письмо из налоговой с требованием дать пояснение – это еще не означает, что была допущена какая-либо ошибка при сдаче декларации, либо было выявлено какое-то грубое нарушение. Причиной может быть ошибка вашего контрагента, либо, как мы называем, профилактическая проверка.


 

Пример №1 (расхождение в книге покупок и книге продаж у разных контрагентов):

Формулировка письма: «... в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, предоставленной Вами за 3 квартал 2017 года, в которой выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, предоставленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, указанные в приложениях (Прил.№1) …  В течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего Требования необходимо предоставить пояснения ….» . Приложение №1 – Сведения из книги покупок, отражающие номер, дату и сумму полученной проведенный счет-фактуры от контрагента.

Причиной данного письма о даче пояснения служит тот факт, что одна компания отразила в книге покупок входящую счет-фактуру, в то время как контрагент не «показал» реализацию. Таким образом у одной компании сумма НДС принята к вычету, а у контрагента не отражена к уплате.

Ситуация не очень приятная и иногда в таких случаях дело может доходить до судебного процесса. В любом случае Вашей вины в этом нет. Проблема, при благополучном исходе, решается со стороны контрагента, который обязан признать свою ошибку и отправить корректировочную декларацию по НДС. С вас, в свою очередь, потребуют предоставить пояснение и приложить имеющиеся первичные документы.


 

Пример №2 (пояснение при «уточненке»):

Формулировка письма: «… в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе Налоговая декларация по налогу на прибыль организации, (номер корректировки 1), предоставленной Вами за 9 месяце, квартальный 2017 года, в которой уменьшенная сумма налога, подлежащему в бюджет, по сравнению с ранее предоставленной налоговой декларацией (расчетом)… В течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего Требования необходимо предоставить пояснения… »

Причиной требования о предоставлении пояснения является подача «корректировки» с уменьшением суммы налога к уплате. Такие ситуации иногда возникают по причине запаздывания первичной документации от контрагентов и иногда принимается решение учесть затраты в том периоде, за который уже была сдана декларация, хотя чаще всего их (затраты) переносят на следующий период.

Таким образом, при подаче корректировочной декларации с уменьшением сумм начисления налога нужно быть готовым дать пояснение на этот счет.


 

Пример №3 (встречная проверка):

Формулировка письма: «Требование о предоставлении документов (информации)».

Не редкость, когда Ваш контрагент попадает под пристальный контроль налогового органа, при этом важно понимать, что контроль не всегда связана с его «нелегальной деятельностью». Например, это может быть связано с тем, что Ваш контрагент проходит камеральную проверку по причине возмещения НДС из бюджета, вследствие чего налоговый орган запрашивает документы у других контрагентов, которые подтверят легитимность финансовых отношений. В таких случаях Вас могут обязать предоставить всю первичную документацию (акты, товарный накладные, счет-фактуры, договора), хотя к финансовой деятельности компании, в которой проводят проверку, Вы не имеете прямого отношения.


 

Также в рассматриваемую категорию регулярных писем можно отнести требования о пояснении убытков организации, либо дачи пояснении относительно «заниженной» налоговой базы при начислении налогов.

В таких случаях нужно быть готовым предоставить оборотно-сальдовые ведомости по счетам прямых и косвенных затрат с расшифровкой, а также оборотно-сальдовые ведомости о движениях товарно-материальных ценностях, проще говоря – все данные о ваших учтенных затратах.

 


 

Что делать, если пришло письмо?

Обязательно на него реагировать, и давать пояснения. Вы должны понимать, что Вас никто не подозревает в чем-то и не пытается привлечь к ответственности.

В наши дни это обычный процесс взаимодействия с контролирующими органами.

Если у Вас правильно ведется бухгалтерский учет и Вы своевременно реагируете на все запросы, то у Вашей компании никогда не будет проблем с налоговой инспекцией.